Виктор ЗУБКОВ (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации ) – В отрасли не будет потрясений и передела

 
15 ноября 2011 23:44   1118 просмотров
 

Об устойчивом развитии рыбопромышленного комплекса России свидетельствуют не только цифры, характеризующие объемы вылова, произведенной продукции и инвестиций. Сегодня можно констатировать: все вопросы, возникающие в ходе формирования нормативной базы, выстраивания системы управления отраслью и ее регулирования, решаются в тесном контакте бизнеса и власти, а со стороны правительства рыбопромышленному сектору оказывается беспрецедентное внимание. Наиболее сложные проблемы, требующие межведомственного согласования, выносятся для обсуждения на правительственную комиссию, возглавляемую Первым заместителем Председателя Правительства Виктором Зубковым. Под его личным контролем была отлажена система оформления всей рыбопродукции на таможенной территории РФ, вызывавшая у рыбопромышленников поначалу немало опасений и претензий. Вкупе с закреплением квот на 10-летний период созданная законодательная база отрасли позволяет бизнесу выходить на долгосрочное планирование, отталкиваясь от показателей текущего года, как от стартового рубежа достигнутой стабильности. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Зубков, отвечая на вопросы главного редактора РИА Fishnews.ru Елены Филатовой, подтвердил, что инвестиционная привлекательность отрасли растет, а задача остается неизменной – обеспечение населения страны качественной рыбной продукцией отечественного производства.

- Уважаемый Виктор Алексеевич, завершается очередной 2011 год. Какова Ваша оценка предварительных итогов работы рыбохозяйственной отрасли?

- В этом году весь мир вновь столкнулся с финансовым кризисом. И хотя он в большей степени отразился на европейских странах, российские отрасли экономики также подверглись испытанию. Не стал исключением и рыбохозяйственный комплекс. Однако благодаря заранее предпринятым мерам Правительства Российской Федерации, наши рыбаки в текущем году смогли достичь значительных успехов. Производственные показатели, зафиксированные с начала года по октябрь, отражают положительную динамику:

- вылов водных биоресурсов составил 3,41 млн. тонн, что на 196 тыс. тонн или 6% больше уровня того же периода 2010 года;

- объем производства готовой рыбной продукции превысил 2,8 млн. тонн, что составило 107,6% от прошлогодних показателей;

- на 13,6% снизился объем импорта (560,5 тыс. тонн по сравнению с 648,6 тыс. тонн в 2010 г.) при росте экспорта рыбопродукции (1,06 млн. тонн по сравнению с 992,7 тыс. тонн в 2010 г.), что является критерием насыщения отечественного рынка собственными морепродуктами;

- удалось сохранить рентабельность и оборот рыбохозяйственных предприятий на уровне прошлого года (в 2010 г. он увеличился на 8% по сравнению с 2009 годом);

- размер просроченной кредиторской задолженности рыбохозяйственных организаций сокращен в 2,8 раза (6,2 млрд. руб.) по сравнению с 9 месяцами прошлого года;

- среднемесячная зарплата по отрасли составила 25,1 рублей, т.е. 111% к общероссийскому показателю (последний равен 23,6 руб., что на 13,9% больше чем в 2010 году).

В первом полугодии валовая добавленная стоимость в сфере рыболовства и аквакультуры достигла 49,4 млрд. рублей, что на 6,6 млрд. рублей выше, чем за аналогичный период 2010 года.

Есть и тревожные цифры – по данным Росстата с начала года цены на рыбу и морепродукты в России выросли на 7,7%. Это при общей инфляции в 4,7%. Такое повышение обычно связано с сезонностью промысла и характерно для весенне-летнего периода. Мы отслеживаем ситуацию и принимаем необходимые меры в рамках Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. В данном случае ожидаем, что успешное завершение «красной путины» (в 2011 году дальневосточных лососей добыто более 506 тыс. тонн) должно способствовать стабилизации или даже некоторому понижению цен.

Таким образом, есть все основания ожидать хороших итоговых результатов по окончании всего года.

- Какие решения государственной власти, на Ваш взгляд, были наиболее значимыми и оказали эффективное воздействие на стимулирование рыбопромышленного комплекса?

- Основные меры Правительства Российской Федерации в последние годы были направлены на создание стабильной и благоприятной среды функционирования отрасли. Для этого потребовался целый комплекс мер, начиная от формирования общей государственной политики в указанной сфере и заканчивая принятием, или усовершенствованием, необходимых законодательных актов.

Принята Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах». Она предусматривает ряд мероприятий государственной поддержки отрасли, для реализации которых только в прошлом году размер бюджетных ассигнований составил почти 1 млрд. рублей. В текущем году сохранился необходимый объем финансирования для реализации этой программы. Общий же объем капиталовложений составил 62 млрд. рублей, в том числе 32 млрд. рублей бюджетных средств.

Утверждены либо скорректированы важнейшие отраслевые документы стратегического и концептуального характера. В Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» с момента его вступления в силу восемь раз вносились изменения, продиктованные производственным и жизненным опытом. Последние из них вступили в силу в начале этого года. В целях реализации данного закона изданы практически все подзаконные акты.

Заработал механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным профильными организациями для производственных нужд. В прошлом году субсидировались инвестиционные кредиты, взятые на цели строительства и модернизации рыбопромысловых судов, перерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбопродукции, а также на создание в регионах специализированных рыбных рынков. Только на перечисленные цели в указанный период из федерального бюджета выделено более 600 млн. рублей. Важную роль в эффективном освоении этих средств в текущем году сыграло своевременное издание нормативных актов, устанавливающих порядок их доведения до заявителей (постановления Правительства РФ от 29.12.2010 №№ 1182 и 1181 об утверждении правил предоставления субсидий в 2011 году).

Государственное управление отраслью также подверглось изменению. Благодаря отлаженной системе администрирования рыбаки уже не сталкиваются, как это было ранее, с вопиющими фактами задержек при распределении квот добычи или волокитой в получении разрешений на вылов рыбы. Упрощена процедура доставки уловов водных биоресурсов и продукции из них на российскую таможенную территорию. Принят ряд мер по оптимизации и повышению эффективности экспортно-импортных операций.

Реализация комплекса мер, направленных на борьбу с ННН-промыслом, включая договоренности и соглашения в этом направлении с другими странами, позволила отстранить от ресурсов нечестных «игроков» рыбного бизнеса.

За последние годы значительно снижены ставки сбора за пользование водными биоресурсами, предусмотренные Налоговым кодексом, введен единый сельхозналог для основной части рыбодобывающих предприятий.

В качестве основных мер совершенствования рыбохозяйственной деятельности необходимо отметить распределение между пользователями долей квот добычи водных биоресурсов и рыбопромысловых участков соответственно на 10 и 20 лет. Это позволило предприятиям планировать свою деятельность на несколько лет вперед, не опасаясь потери предоставленных ресурсов.

Можно перечислить и другие не менее важные решения. За текущий и прошлый годы принято несколько десятков нормативных актов, регламентирующих рыбохозяйственную деятельность. Главное во всем этом то, что руководством страны обозначены приоритеты отрасли и обеспечены благоприятные условия ее работы.

- Со следующего года должна вступить в силу Госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года». Завершается работа по ее подготовке. Какие в ней заложены приоритеты, показатели и направления для отрасли? Продолжится ли работа по реализации рыбохозяйственной ФЦП, предусмотренной до 2014 года? Сохранится ли в новой программе общая позиция, заложенная в ФЦП, о комплексном подходе к задаче развития рыбной промышленности?

- Действующая с 2009 года ФЦП учитывала целостность рыбного хозяйства и взаимосвязь различных его подотраслей. Основой для этого послужила нормативно-правовая база отрасли, фактически заново сформированная в нашей стране за последние 6 лет.

Стратегическим приоритетом в государственной программе остается обеспечение населения страны качественной рыбной продукцией отечественного производства. Для этого необходимо повысить эффективность отрасли за счет модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий.

ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах» войдет в состав новой программы. Последняя содержит в себе ряд подпрограмм по организации рыболовства, созданию перерабатывающих мощностей, развитию аквакультуры, научной и инновационной деятельности, обновления материально-технической базы, включая рыбопромысловый флот и портовую инфраструктуру, а также другие не менее важные направления. В ней дается анализ текущему состоянию дел в отрасли, оцениваются производственные риски и потенциал развития, приводятся целевые индикаторы и необходимые финансовые потребности.

В ходе реализации программы предполагается выйти к 2020 году на следующие показатели: по добыче водных биоресурсов – на 6 млн. тонн; производству товарной пищевой продукции – 5,3 млн. тонн; среднедушевому потреблению рыбной продукции – до 28 кг; доле отечественной пищевой рыбопродукции на внутреннем рынке – не менее 85%. Т.е. по некоторым из перечисленных показателей планируется увеличить объемы более чем на 150% (в 2010 году зафиксирован: вылов – 4,6 млн. тонн; переработка – 4,1 млн. тонн; душевое потребление – до 17 кг, баланс на рынке – 77,5%).

Такой документ жизненно необходим рыбопромышленникам, поскольку он расставляет приоритеты и ориентирует их деятельность на текущий период и дальнейшую перспективу. Проект госпрограммы, согласованный со всеми заинтересованными министерствами, будет внесен на утверждение в Правительство Российской Федерации к концу текущего года.

- Учитывая стабильный рост объемов вылова водных биоресурсов и производства продукции из них, а также заложенные в упомянутой Госпрограмме прогнозы по дальнейшему увеличению этих параметров, хочется задать вопрос о ее качестве, безопасности и доставке до потребителя. Как Вы оцениваете состояние дел в сфере транспортировки и реализации рыбопродукции?

- Выловить рыбу в больших объемах и произвести из нее продукцию хорошего качества – это только начало! Не менее важно довести ее до конечного потребителя по приемлемой цене. К сожалению, в системе сбыта имеют место необоснованные завышения цен, отсутствуют оптимальная транспортно-логистическая схема поставок, специализированные рыбные рынки. В результате стоимость рыбы на прилавках магазинов в разы превышает таковую от производителя. Например, этой зимой мойва у рыбаков в Мурманском порту стоила в среднем 20 рублей за килограмм, а в торговых сетях Москвы ее цена доходила до 80 рублей, несмотря на транспортные затраты в пределах 3-4 рублей на килограмм. Причина – наличие в цепочке поставок многочисленных посредников, зачастую фирм-однодневок. В отношении таких компаний принимаются определенные меры административного воздействия, планируется даже введение уголовной ответственности. В начале текущего года в целях устранения выявленного дисбаланса цен я дал поручение федеральным ведомствам разработать комплекс мер по оптимизации товаропроводящей сети на рыбном рынке. Это, прежде всего:

- развитие прямых поставок продукции от промысловиков и переработчиков в организации розничной торговли;

- укрупнение сети организаций, осуществляющих оптовую торговлю рыбой. Развитие логистики и сокращение издержек, связанных с поставками продукции, влияющих на формирование потребительских цен;

- формирование сети специализированных рыбных рынков в приморских и иных городах России;

- поддержка создания и организации деятельности саморегулируемых организаций в рыбохозяйственном комплексе.

В конце года подведем итоги выполнения поручений. Кроме того, в рамках работы рабочей группы по реализации Закона о торговле будем отслеживать соблюдение требований, предъявляемых к торговым организациям.

Отдельное внимание уделяем качеству продукции из водных биоресурсов. По поручению Президента России Д. Медведева усилен контроль за соблюдением норм законодательства в отношении рыбопродукции, поступающей на продажу для населения. Надзорные органы постоянно проводят контрольно-проверочные мероприятия на предмет выявления нарушений в сфере санитарии и защиты прав потребителей. При этом оценивается выполнение санитарно-гигиенических мер, требований к маркировке, срокам и условиям хранения рыбопродукции, наличия в рыбе фосфатов и иных побочных веществ, а также соблюдение норм содержания глазури (масса глазури в рыбе не должна превышать 5%). Под особый контроль поставлен радиационной мониторинг в отношении дальневосточной продукции, который усилен в связи с аварией на японской АЭС.

По итогам проведенных в текущем году Роспотребнадзором комплексных проверок, за нарушение санитарного законодательства наложено свыше 6,5 тысяч штрафов на сумму более 33 млн. рублей. Снято с реализации 6 тысяч партий рыбы и рыбной продукции. Приостановлена деятельность 121 предприятия по производству рыбопродукции и ее продаже. Считаю, что за такие нарушения необходимо усилить меры административного воздействия, поэтому неделю назад дал поручение ведомствам подготовить предложения по внесению необходимых изменений в законодательство.

Вместе с тем, все мы понимаем, что только ужесточением ответственности проблему не решить. Вопросом обеспечения качества и безопасности пищевой продукции должны заниматься не только государственные инстанции, но и союзы производителей и продавцов этой продукции. Поэтому ассоциации привлекаются к работе различных правительственных коллегиальных органов: например, Правительственных комиссий по вопросам развития рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов, рабочей группы по координации работы при реализации закона «О государственном регулировании торговли».

- Одна из серьезных проблем рыбопромышленного комплекса – неутихающие разговоры о «квотах под киль». Эта идея постоянно висит дамокловым мечом и препятствует долгосрочному планированию – ведь рыбаки могут в одночасье потерять квоты. Насколько обоснована их тревога и действительно ли система распределения квот может измениться к 2018-му году?

- Потрясений и передела в отрасли не будет. Вносить в Закон о рыболовстве изменения в части перераспределения долей квот не планируем. Рыбопромышленники могут успокоиться, смело инвестировать в свой бизнес и в первую очередь – в строительство и модернизацию судов и иных основных производственных средств. Добросовестные пользователи могут не переживать за потерю ресурсов в 2018 году. Основания к этому могут возникнуть только в отношении неэффективных компаний-рантье, но для этого будут использоваться другие законные методы.

Промысловый флот уже давно не государственный, а частный, и нужно понять, что заставить судовладельцев обновить старые суда на новые против их же воли не возможно. Во многом решение этого вопроса зависит от них самих. Получив доли квот на десятилетие, некоторые предприятия успокоились и продолжают освоение ресурсов на старых морально и физически устаревших судах. При этом находится масса причин, мешающих, по их мнению, процессу обновления: постоянно муссируются темы об отсутствии верфей, производственных мощностей, квалифицированных кадров, необходимых проектов судов и т.д. Те же, кто готов на инновационный шаг, сами предлагают выход из ситуации. Мы анализируем все поступающие предложения. Они разнообразны. В одних – ставятся вопросы о снижении до минимума процентной ставки по кредитам, полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию рыбопромысловых судов, при одновременном увеличении срока их погашения. В других – введение оборота долей квот, льготного субсидирования кредитов при строительстве и модернизации судов, освобождения судового и комплектующего оборудования от уплаты таможенных и иных сборов, введения налоговых льгот для судоремонтных предприятий. Все эти предложения имеют право на жизнь при достаточном обосновании и расчете результатов от принимаемых решений.

Есть и другие рекомендации, включая императивные методы, направленные на ликвидацию старого флота, создание условий по усилению конкуренции между судовладельцами и пользователями ресурсов. Однако их необходимо провести через широкое обсуждение с рыбацкой общественностью и судостроителями, прежде чем поддержать или отклонить. Здесь важен и международный опыт регулирования, но стоит помнить, что он не всегда может быть применен в российских условиях, поэтому должен подвергаться серьезной оценке на предмет выявления тех ли иных последствий.

Наиболее эффективные из представленных мер отразятся в Стратегии развития рыболовного судостроения до 2020 года, которую разрабатывает Росрыболовство совместно с отраслевыми ассоциациями. В ней во главу угла ставятся экономические виды стимулирования. Проект Стратегии уже рассматривался на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. По ней даны серьезные замечания и предложения. До конца года, после их исправления, Стратегия будет утверждена.

- Еще одна проблема, которая в первую очередь касается дальневосточных рыбаков. Как известно, суда, построенные за рубежом в 1990-х годах под гарантии государства, после многолетних разбирательств и длительного простоя, получили возможность вести промысел. Однако требования по выплате долга Внешэкономбанку первоначально были достаточно жесткими. Чтобы иметь возможность рассчитаться за них рыбопромышленники предлагали реструктурировать долг и увеличить срок выплат. Вы уже не первый год занимаетесь этой проблемой и благодаря этому наконец-то принято решение по сахалинским стеркодерам. Стороны достигли компромисса об увеличении срока выплат до 15 лет.

Как Вы оцениваете такое соглашение, какие для этого пришлось внести изменения в законодательную базу и что способствовало принятию такого решения? Чем, на Ваш взгляд, отличается ситуация, которая сложилась с сахалинскими судами от аналогичной проблемы с камчатскими ярусоловами?

- В целях урегулирования затронутой проблемы, касающейся погашения кредитов за рыболовные суда, построенные в Германии в начале 90-х годов, была проведена скрупулезная работа. Не вдаваясь в подробности всей истории, напомню, что в прошлом году Правительство Российской Федерации приняло нормативные акты о продлении срока погашения российскими компаниями задолженности по кредитам, взятым на покупку этих судов. Для этого внесены изменения в Закон о бюджете, способствующие реструктуризации задолженности фрахтователей судов перед федеральным бюджетом, а точнее Внешэкономбанком, как государственным агентом. Кроме того, были изданы распоряжения, позволяющие перевести суда в собственность российских судовладельцев, перерегистрировать их под Государственный флаг Российской Федерации и вывести на промысел. Договор с банком о реструктуризации долга давал некоторые преференции, в частности – отменял пени и штрафы по предыдущим неуплатам.

Такой возможностью воспользовалось четыре сахалинских рыболовных компании. Они оформили договора о реструктуризации выплаты долга на 5 лет за свои стеркодеры, спокойно работали, осваивая имеющиеся ресурсы, обеспечивали занятость своим работникам и планово готовились к внесению первых взносов. Параллельно велась работа с пятой организацией, которая пошла по пути подготовки бизнес-плана с обоснованием более длинного срока реструктуризации долга. В ходе переговоров и тщательного анализа представленных расчетов был сделан вывод о возможности его продления до 15 лет всем сахалинским предприятиям. В настоящее время проводится работа по оформлению принятого решения в виде договоров. Это потребует внесения некоторых изменений в Федеральный закон «О бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Постараемся это сделать оперативно. В организационном плане данную работу можно считать завершающим этапом. Такая развязка событий является примером эффективного взаимодействия федеральных, региональных органов власти и хозяйствующих субъектов. Все стороны были заинтересованы в скорейшем урегулировании вопроса в интересах государства, рыболовных компаний и их трудовых коллективов. Хочется этим предприятиям пожелать производственных успехов, высокой рентабельности и окончательного завершения расчетов. Со своей стороны будем продолжать оказывать им всестороннюю поддержку.

Что касается камчатского предприятия, то юридически отношения по строительству используемых им ярусоловов, как и расчетов за них, ничем не отличаются от ситуации с сахалинскими стеркодерами. Только в данном случае суда эксплуатируются одним фрахтователем, которому они были переданы в собственность. Несмотря на обещания руководства компании, расчеты по кредитам, включая основной долг, под разными предлогами не производятся. На диалог с Внешэкономбанком судовладелец не выходит, воспользоваться предложенными преференциями не желает, и, прикрываясь коллективом предприятия, продолжает осваивать квоты водных биоресурсов с использованием этих судов для получения прибыли. В таком случае нельзя говорить о конструктивном подходе к решению проблемы со стороны руководства компании, что видимо, потребует усиления административных мер влияния на должника.

- Большое спасибо, Виктор Алексеевич, за исчерпывающие ответы!

- Вам тоже спасибо! Стараюсь регулярно просматривать материалы «Fishnews – Новости рыболовства». Пользуясь случаем поздравляю Вас и всю редакцию с юбилеем журнала и желаю творческих успехов.

Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Ноябрь 2011 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/227
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.